15 октября 1970 года 19-летняя бортпроводница, бывшая пионервожатая в школе села Понино Глазовского района попыталась предотвратить теракт на борту самолета Батуми – Сухум – Краснодар. Подвиг стоил ей жизни. Это был первый захват самолета в истории СССР. Вся страна была потрясена трагедией.
В начале октября 70-го года в Сухумском авиаотряде обсуждали новость: Надя Курченко выходит замуж! Веселую доброжелательную девушку из Удмуртии здесь все любили. В аэропорт, где служил ее дядя, она пришла работать в восемнадцать лет. Сначала – в бухгалтерию, затем на АН-24 бортпроводником. Девушка быстро освоила технические тонкости своей профессии, умела ладить даже с самыми беспокойными пассажирами. Однажды за стойкость и выдержку во время аварийной посадки была награждена именными часами.
Когда Надя уехала работать в Сухуми, ее жених, одноклассник Володя Борисенко, получал образование, планировал их будущую семейную жизнь. Предложение сделал незадолго до трагедии.
Рейс 244 от Батуми до Краснодара с посадкой в Сухуми считался коротким и несложным. На борт АН-24 поднялись 46 пассажиров. Последними зашли мужчина средних лет с 15-летним сыном – Пранас и Альгирдас Бразинскасы. Оба в серых плащах. Они прошли в переднюю часть салона.
Через пять минут после взлета на высоте 800 м Пранас-старший вызвал стюардессу и отдал конверт, потребовав передать его командиру экипажа. Внутри был листок с отпечатанными на машинке требованиями об изменении маршрута. Надежда, прочитав сообщение, требования террориста выполнять не спешила. Тогда Пранас соскочил с кресла и побежал вперед. Его сын удерживал пассажиров, угрожая взорвать самолет.
Надежда, преграждая путь к кабине пилотов, успела крикнуть: «Нападение! Они вооружены!» Это были ее последние слова.
Убив стюардессу, бандиты вломились в кабину и потребовали лететь в Турцию. Командир Георгий Чахракия отказался, тогда в него выстрелили. Палили и в сторону пассажиров, чтобы удержать их на месте. Всего в обшивке самолета потом насчитали 24 пулевые пробоины.
Под угрозой взрыва самолета раненым пилотам пришлось направиться к аэропорту Трабзон. Турецкие власти помогли раненым, и на следующий день всех пассажиров и тело Нади Курченко вывезли в Советский Союз. Посмертно девушку наградили орденом Красного Знамени.
Похоронили Надежду Курченко в Сухуми – в форме стюардессы и с комсомольским значком. Вместе с семьей девушки скорбели вся страна и весь мир. В Удмуртию шли мешки писем из разных частей света.
Через 20 лет по просьбе матери бортпроводницы прах Надежды Курченко был перезахоронен в Глазове. Именем Надежды были названы музеи, школы, пионерские дружины, улицы. В память о ее подвиге снят художественный фильм. А музыканты популярной группы на концертах посвящали ей песню «Звездочка моя ясная».
Изменила трагедия и отношение властей к системе безопасности на воздушных судах. Продавать авиабилеты начали по паспортам, в аэропортах ввели выборочный досмотр багажа пассажиров. На самолетах усилили двери кабин экипажей и установили в них «глазки».
С 1971 года все рейсы пассажирских лайнеров, проходившие вблизи рубежей СССР, стали сопровождать сотрудники милиции в штатском, которые были обязаны не допустить угона самолета за границу любой ценой. В 1972 году СССР ратифицировал Гаагскую конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов.