Основатель Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, корреспондент Style.com и видеодиректор Nowfashion.com Дарья Шаповалова продолжает говорить с профессионалами из индустрии моды.
В новом интервью дизайнер интерьеров Айрис Апфель рассказывает о том, как остаться образцом стиля в 92 года и почему некрасивой быть лучше.
АЙРИС, ДАВАЙТЕ СРАЗУ О ТОМ, ЧТО ВОЛНУЕТ МНОГИХ. У ВАС БОЛЬШОЙ ГАРДЕРОБ?
Да, он занимает три комнаты в моей нью-йоркской квартире. Мне 91 год (в августе исполнится 92 — Прим. ред.), мой гардероб все растет, но талия — нет. У меня до сих пор есть платье, которое я надела на первое свидание с будущим мужем.
ПРИ ЭТОМ КОМБИНИРУЕТЕ ВЫ ВЕЩИ САМЫМ НЕОБЫЧНЫМ ОБРАЗОМ.
КАК ОКРУЖАЮЩИЕ РЕАГИРУЮТ НА ВАШИ АВАНГАРДНЫЕ НАРЯДЫ?
Я люблю наряжаться, и мне абсолютно все равно, кто и что обо мне подумает. Процесс приготовления к вечеринке мне нравится куда больше, чем сама вечеринка. Может быть, в прошлой жизни я была охотником, путешественником или коллекционером. Я испытываю особое удовольствие от процесса поиска — больше всего я не люблю приходить в магазин и слушать рассказ вышколенного продавца-консультанта о новой коллекции. Я люблю находить вещи самостоятельно, ведь тогда я чувствую себя добытчицей. Поначалу я даже боялась знакомиться с дизайнерами, чью одежду покупала — не хотела, чтобы они видели, как я меняла их первоначальный образ. Но в итоге им все нравилось.
ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ВЫ СОЧЕТАЕТЕ ВЕЩИ? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ
НА ЭТО ОБЫЧНО УХОДИТ?
Мой секрет очень прост: ношу только то, что мне нравится. Я никогда не иду в магазин, чтобы купить там весь наряд. Я покупаю одну понравившуюся вещь и, когда приходит время формировать образ и компоновать очень разные элементы, я быстро справляюсь с этой задачей. Одежда, конечно, для меня очень важна, но она не занимает все мое время. В жизни я занимаюсь многим, и порой у меня даже нет возможности подумать о том, что я надену сегодня.
ЧЕМ ЖЕ ВЫ ОБЫЧНО ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Я много работаю с музеями, больницами, университетами. Люблю ходить в музеи, не задумываясь над тем, во что я одета. Когда у меня плохое настроение, я надеваю обычный свитер и джинсы. Я начала носить их еще в сороковых. Я была одной из первых женщин Америки, кто вообще начал носить джинсы. Долгое время мне приходилось покупать мужские, поскольку женские в те времена производить еще не умели. В 1940-м году я училась в Висконсинском университете, и мне очень захотелось надеть джинсы с огромным тюрбаном. Пришлось идти в военно-морской магазин рабочей одежды. Тогда все рабочие были таких огромных размеров, что напоминали героев мультфильмов, которые одним махом могли запросто снести дерево. Естественно, моего размера джинсов в магазине быть не могло априори, да и вообще, когда продавщица услышала, зачем я туда пришла, меня быстро выставили за дверь. Но позже я все-таки отыскала пару нужного размера. С этого все и началось.
КАК ДУМАЕТЕ, ДЕВУШКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ МОЖЕТ БЫТЬ ДАЖЕ БОЛЕЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ В СВОЕМ СТИЛЕ?
Автор книги о моем стиле «Rare Bird of Fashion: The Irreverent Iris Apfel» Эрик Боман однажды сказал мне, что богатство может пагубно влиять на людей — они могут купить все,
что захотят. Если у вас меньше денег, вы более изобретательны. Стиль — это, безусловно, врожденное чувство: вы либо им обладаете, либо нет.
Но при этом вы можете постоянно работать над его усовершенствованием вне зависимости от собственных талантов и сферы деятельности.
Если у вас нет врожденного таланта, то сможете стать более или менее творческим человеком. Правда, художником не станете.
Я была одной из первых женщин Америки, надевших джинсы
ЕСТЬ ТАКОЕ ПОНЯТИЕ — «ИКОНА СТИЛЯ». ЧТО ОНО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ?
Я не знаю, как описать понятие «икона стиля», но я точно знаю, что Джеки Кеннеди-Онассис ею никогда не была. Да, она одевалась как подобает женщине ее класса, но в этом не было ничего оригинального. Вот Джинджер Роджерс иконой стиля была. А Джеки одевалась как тысячи других людей ее уровня.
ВЫ ПРИВЕТСТВУЕТЕ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ.
Да, но я не приветствую болезненную оригинальность — такую, как у Леди Гаги.
КАКОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ В МОДЕ БЫЛО ВАШИМ ЛЮБИМЫМ?
Мне нравились все за исключением того, в котором мы живем сегодня. Я не понимаю, что происходит с молодыми людьми. Некоторые одеты предельно хорошо, в то время как другие носят своего рода униформу, состоящую из джинсов в паре с пиджаком. Большинство молодых людей выглядят очень неряшливо. Меня, скажу честно, очень расстраивает, когда я вижу неухоженных девочек.
А ЧТО ДЛЯ ВАС НАСТОЯЩАЯ ЖЕНСКАЯ КРАСОТА?
Все зависит от женщины, ведь типажей очень много. Когда существует какой-то один стандарт красоты, значит, что-то не так с культурой. Не так давно мир пережил бум славы далеко не худенькой певицы Адель. Но согласитесь: она ведь красавица!
ДА, ОНА ВЫДЕЛЯЕТСЯ НА ФОНЕ ДРУГИХ ПОП-ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦ.
У нее шикарное лицо и ангельский голос. Зачем ей быть похожей на кого-то? Это было бы нелепо. Лучше быть счастливой, нежели с ног до головы одетой в дизайнерские вещи. Кстати, это отличное название для книги!
ЧТО ВЫ ПОСОВЕТУЕТЕ ЖЕНЩИНАМ, КОТОРЫЕ МЕЧТАЮТ ДОСТОЙНО СТАРЕТЬ?
Коко Шанель говорила: «Ничего не старит женщину так, как ее попытки выглядеть моложе». Что бы вы ни делали и сколько бы у вас ни было денег, в 80 лет вы не будете выглядеть на 30. Зачем тратить столько сил и средств на эти манипуляции с внешностью? Было бы намного лучше, если бы женщины добавили себе ума в головы, а не ботокса на лицо.
А ЕСЛИ ДЕВУШКА НЕ ОБЛАДАЕТ ВЫИГРЫШНОЙ ВНЕШНОСТЬЮ — ЧТО ТОГДА?
Если вы непривлекательны — это только плюс. Все красивые девушки, с которыми я училась в школе и которые ходили на все свидания, потом всю жизнь провели в страхе потерять свою красоту. Они всегда были настолько красивыми, что больше ничего в себе не развивали. С возрастом они работали только над тем, как бы не потерять свою молодость. А если вы внешне непривлекательны, вы развиваете в себе шарм и остроумие, может, какой-то талант или уникальную черту. Если вы некрасивая, у вас больше шансов стать привлекательной. А если вы красивая — зачастую вы просто красивая и все.